Previous Entry Share Next Entry
Национальное русское жилище
byzantine_way



На изображении: Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год.


В русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой здание из дерева (избу), построенную по срубной или каркасной технологии. Основа русского национального жилища – клеть.
Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. В гриднице давались пиры боярам, гридям, сотникам и т.д. Гридница – приёмная. В позднее время вместо слова гридница начали использовать название повалуша, столовая изба. Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором. Спальня называлась ложница, или одрина. Божница – домовая церковь.


Брёвна связывались в обло, в присек, в лапу, в замок, в ус. Брус связывался в ус, в брус, в косяк, в угол. Один ряд из брёвен или брусьев – венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце». Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы – прообраз фундамента. Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху». Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро». Внутренние стены обшивались тёсом, или липовыми досками. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.






На изображение: Изба-связь. Две клети-избы связаны в середине сенями. Этнографический музей народов Забайкалья.


Изба (истъба, истопка, грыдня) – отапливаемая клеть. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле.
Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины – предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая. У богатых людей избы белые – с дымоходом.


Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали. Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т.д. Хоромы делились на: Покоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три, или четыре горницы: передние сени, крестовая или моленная и постельная. Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т.д. Третья часть хором – хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни, оружейные, стряпные избы и т.д.






На изображении: А. Васнецов. «Княжеский двор.» Справа терем.


Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т.е. имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.


Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года. Горенка происходит от слова горний, т.е. высокий. Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно — большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская.
Горницы делились стенами на комнаты — чуланы (от слова опочивальня) и каморки.






На изображении: Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов Забайкалья.


Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах. И в светлице, в отличие горницы, нет печи, точнее, топочной часть печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелёный, или раскрашеный. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ.


Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях». Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти. На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений. В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье. Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.






На изображении: А. Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.» 1913.


Терем (чердак, вышка) – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.


Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами – курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась, и накрывалась тёсом и берестой. В хоромах кровля устраивалась шатром — со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли. Крыши часто делались с изломом внизу - с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую». Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица — флюгер, на князе устанавливались резные гребни. Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.






На изображении: А. Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века».


Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали – т.е. устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками. В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.


Двор обносили забором – заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах – в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота – с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома. Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша, с иконой Спаса Нерукотворного.






На изображении: Тройные ворота с кровлей. 1906 год. Этнографический музей народов Забайкалья.


Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные. Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками. Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались. Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.


Плотники зачастую назывались рубленниками. Глава плотничьей артели — плотничий староста. Каменных дел подмастерье, муроль — архитектор. Вымышленник — инженер.

  • 1
хоть дома и не выглядят красиво, но жить в них для здоровья полезнее, чем в бетоне и натяжных потолках

Красота ведь зависит от нас самих... как дом резьбой украсим так и будет ))

Спасибо, замечательно интересно.
И полезно (собираемся покупать и реставрировать деревенский дом)

Я сам мечтаю о доме с подсобными помещениями по периметру, чтобы получилась усадьба.

хорошая познавательная статья.

Дома XIX века стоят без всяких андулинов, пенотексов, похоже новомодная тенденция красить всякой химией деревянные дома совершенно напрасная трата денег и своего здоровья.

я думаю, что при текущей стоимости древесины это ооооооочень дорого строить деревянный натуральный дом.
Была недавно статья, о том, что при нынешней стоимости ОПИЛОК!!! производить пеллеты не рентабельно.

Всё относительно если дом строить не на одной из подмосковных свалок, а там где этот лес растёт стоимость будет в разы ниже

Безусловно. Но я не думаю, что перееду в Сибирь или Архангельск ))

это национальное еврейское жилище русских евреев из Константинополя, бо-яр (пришедших в леса). Русские гойаним издревле жили в землянках, в том числе ещё сто лет назад для них железо было диковинкой. Ап чём мы говорим тут вапще?

ну тешь себя надеждами о великом и могучем рабском славянском народе. еврейчики посмеются над тобой. Или в канторе на з/п? Ой извини, не узнал без формы.

Извиняюсь, не знал, что вы иудей. По аве и не узнать!

да уж походу если хочешь облегчить жизнь простого люда, надо в иудеи податься, с такими правослабными каши явно не сваришь, рашен-гойим долбоёбен. Строем ходят, и За Русь в рот ебусь, как гусь. Тьфу нахер.

Вы поклонник Дацика?

Не, я теперь поклонник "Черного Тигра", чтобы его отпустили и он ходил таких поцреотов с одного кулака к Одину отправлял, в Бизантию. бгг

зы: тока не удаляй каменты, смешной диалог получился_))

Спасибо! Очень интересно и познавательно, прекрасные иллюстрации.

Очень рад,что понравилось

Отлично написано, но не отражена классика русской деревни-кормилицы
Во всех русских селеньях обычно были три типа домов-усадеб
Стандарт, около 2/3 всех домов Изба на 3 окошка, также сени типа холодной прихожей из сеней входы в 1-2 чулана, тоже рубленые, но холодные, без печей, основная изба с русской печью, крытый двор с амбаром, конюшней и коровником.
У зажиточных (1/10 от общего числа) большие дома-пятистенки и более крупные хозяйственные строения во дворе.
У бедняков домишко на 2 окошка с русской печью меньшего размера (без спального места на печи) и хозяйственные пристрои также попроще и поменьше, обычно сарай для козы (козы-овцы выживают зимой без коровы, как отопителя, а свиньи и куры - нет, по крайней мере у нас в Пермских краях)

Не все сразу дружище )) Я не стал брать шире, чтобы не размывать тематику. Роль деревни требует отдельного поста.

Да, важная тема, особенно в плане пластичности, экологичности и социального реализма

(Deleted comment)
Рад, что понравилось

Очень интересно...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account